krasnika.ru

Динамика основных элементов питания в почве под красникой

Наблюдения за динамикой основных элементов питания (азота, фосфора и калия) в почве под красникой проводились в течение вегетационных периодов 1981 и 1983 гг.  По сумме осадков и температур эти годы резко отличались друг от друга: 1981 год был холодным и влажным, 1983 - теплым и засушливым.

    Экспериментальный участок под красникой расположен в южной части острова, на северном берегу зал. Анива. Он занимает верхнюю часть шлейфа хребта. высота над уровнем моря 100-110 метров, крутизна склона 10-15°. Почва бурая, лесная, оподзоленная, сформирована на элюводелювии. Растительность: елово-пихтовое редколесье с ястребинко-красничным сообществом.

    Ниже приводим описание профиля бурой лесной оподзоленной почвы.

Ad

0-3 см.

Дернина, густо переплетенная с корнями.

A1

3-5 см.

Средний суглинок черного цвета с медным оттенком, густо переплетен корнями, свежий, уплотнен, бесструктурный, переход в следующий горизонт заметен по окраске.

A2

5-13 см.

Легкий суглинок, серого цвета с голубоватым оттенком, свежий, уплотнен, плитчатой структуры, густо пронизан корнями, переход в следующий горизонт заметен по окраске и сложению.

B

13-32 см.

Тяжелый суглинок яркого бурого цвета, плотный, увлажнен, обилие крупных и мелких камней (1-20 см), вкрапления камней покрыты пленкой шоколадного цвета, что придает горизонту более яркий оттенок, корни растений, ореховатая структура, переход в горизонт BC постепенный, заметен по структуре и сложению, частично по окраске.

BC

32-45 см.

Тяжелый суглинок темно-желтого цвета, увлажнен, менее плотный, чем горизонт B, корни растений, обилие крупных и мелких камней, переход в горизонт C заметен по структуре и сложению.

C

45-74 см.

Тяжелый суглинок грязно-желтого цвета, несколько светлее горизонта BC (разница в цвете хорошо заметна в сухом состоянии), обилие камней, единичные корни растений, бесструктурный.

    Как видно из таблицы, исследуемая почва характеризуется высоким содержанием гумуса, низкой обогащенностью гумуса азотом, о чем свидетельствует широкое отношение C:N. Высокая емкость обмена и степень насыщенности наблюдаются только в горизонте Ad. Почва кислая, кислотность в значительной степени обусловлена алюминием, содержание которого в горизонте B достигает 5.74 мг-экв. Судя по величине гидролитической кислотности, среди поглощенных катионов преобладает водород. Довольно ясно выражено биогенное накопление обменных оснований, хотя обедненность почвообразующей породы Ca++ и Mg++  сказывается и на почве. Наблюдается обедненность почвы как подвижным фосфором, так и подвижным калием. В избытке подвижный калий содержится только в горизонте 0-3 см.

    Сведения о характере сезонной изменчивости содержания в почве элементов питания были получены путем определения этих элементов в течение всего вегетационного периода, с июня по август включительно. Отбор образцов проводился 3 раза в месяц с определенных площадок. На стационарном участке было заложено 10 площадок размером 0.5 х 0.5 м в непосредственной близости от наблюдаемого растения. Образцы отбирались с глубины 0-20 см.

По данным В. И. Красиковой (1974), фенологические фазы развития красники следующие: распускание листа начинается 27 мая и длится по 24 июня; с 7 июня по 19 июня проходит фаза бутонизации, а с 19 июня по 12 июля - фаза цветения; 12 июля отмечено появление зеленых плодов, созревание их длится до 1 августа; с 1 по 25 августа происходит плодоношение; массовое созревание красники наступает 11 августа.

    Установлено, что среди элементов питания усвояемые формы азота, фосфора и калия являются наиболее важными. Динамике подвижных форм этих элементов уделяется большое внимание, т.к. присутствие их в почве в течение вегетационного периода свидетельствует о наличии благоприятных условий для роста и развития растений (Барановская и др., 1969).

    Количество нитратов в почве под красникой в течение вегетационного периода небольшое - от 1 до 3 мг на 100 г почвы (рисунок). В период бутонизации и начала цветения красники больших различий в содержании нитратов по годам отличающимся метеоусловиями, не наблюдается. Различия обнаруживаются к концу цветения, когда в сухой и теплый год наблюдалась вспышка процесса нитрификации, а во влажный - его ослабление.  Минимальные количества нитратов обнаруживаются к началу - середине плодоношения, а к концу плодоношения вновь происходит увеличение.

    В динамике аммиачного азота колебаний по годам и фазам развития красники не наблюдается вплоть до конца созревания плодов. Затем, в период плодоношения, количество его уменьшается, причем во влажный год это происходит более резко и к началу фазы, а в сухой год более плавно и к концу.

    Наиболее заметные различия по годам, отличающимся метеоусловиями, наблюдались в содержании подвижного фосфора. Во влажный год количество его составляло от 1 до 4 мг на 100 г почвы, в то время как в сухой год оно достигало 8-12 мг на 100 г почвы. Значительны различия и в динамике фосфора по этим годам. Во влажный год отмечено резкое уменьшение его к концу бутонизации и небольшое увеличение к концу созревания плодов. В сухой и теплый год минимум подвижного фосфора наблюдается к началу цветения, а затем происходит резкое увеличение его, которое к середине плодоношения достигает максимального значения за весь вегетационный период.

    Сопоставление данных количества подвижного калия в почве по годам показало, что разница в его содержании невелика. Динамика влажного сухого годов практически совпадают. Максимальные значения подвижного калия отмечаются к концу бутонизации и в начале плодоношения, минимальные - к концу цветения и к концу плодоношения.

    Таким образом, наблюдения за динамикой основных элементов питания в почве под красникой позволили выявить основные закономерности распределения этих элементов по фазам развития красники и по годам, отличающимся метеоусловиями.

Литература

Барановская А. В., Левина В. И., Переверзев В. Н. Сезонная динамика почвенных процессов на полярном севере. Л.: Наука, 1969. 88 с. Красикова В. И. Фенологические особенности красники на юге Сахалина / Эколого-фенологические исследования в Сахалинской области. Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1984. С.46-50.